Геометрия
Аннотации
к рабочим программам по геометрии 7-11
классов
Составлена на основании :
-учебника «Геометрия» 7-9 кл общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.С.Атанасян и др. – М.: Просвещение,
2014. , «Геометрия» 10-11 кл
общеобразовательных учреждений. Авторы:
Л.С.Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2014
ü Государственный стандарт начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от
05.03.2004 г № 1089 (9-11 классы)
ü -Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 17 декабря 2010 г № 1987;( 7-8 класс);
ü Программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов и 10-11 классов общеобразовательных
школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф.
Бутузова. С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняка, И.И.Юдиной,
2011г.
ü -Положения о разработке и утверждении рабочих
программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) МБОУ «Калкнинская СОШ» , утверждённого приказом директора школы №23 от «23». 08.
2020 г. ;
ü -Учебного плана МБОУ «Калкнинской
СОШ» на 2020-2021 учебный год , утверждённого
приказом директора школы №25
от 25.08. 2020 г;
ü Годового календарного учебного графика МБОУ «Калкнинская СОШ» на
2020-2021 учебный год. Приказ по школе №24 от 25.08.2020 года.
Данная рабочие программы полностью отражают базовый уровень
подготовки школьников по разделам программ, конкретизирует содержание тем
образовательного стандарта и даёт распределение часов по разделам курса.
7 класс
Геометрия — один из
важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения
конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования
языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного
воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания
учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в
формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения
содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные
представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы
планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
На основании требований Государственного
образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в
настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный
подходы, которые определяют задачи обучения:
Продолжить овладение системой
геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической
деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Продолжить интеллектуальное развитие,
формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в
современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции,
логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных
представлений, способности к преодолению трудностей;
Воспитание культуры личности, отношение
к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости
геометрии для научно-технического прогресса.
В курсе геометрии 7 класса систематизируются знания обучающихся о
простейших геометрических фигурах и их свойствах; вводится понятие равенства
фигур; вводится понятие теоремы; вырабатывается умение доказывать равенство
треугольников с помощью изученных признаков; вводится новый класс задач - на
построение с помощью циркуля и линейки; вводится одно из важнейших понятий -
понятие параллельных прямых; даётся первое представление об аксиомах и
аксиоматическом методе в геометрии; вводится аксиома параллельных прямых; рассматриваются
новые интересные и важные свойства треугольников (в данной теме доказывается
одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она
позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный,
прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки
равенства прямоугольных треугольников).
Курс рационально сочетает
логическую строгость и геометрическую наглядность. Увеличивается теоретическая
значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса
, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся
должны овладеть приемами аналитико-синтетической деятельности при
доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изучение курса позволит
начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической
теории, обеспечит развитие логического мышления учащихся. Изложение материала
характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и
чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой
основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения
учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и
явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Формы организации образовательного
процесса:
-творческая деятельность;
-исследовательские проекты через уроки и
вне урока;
-публичные презентации;
-лекции;
-самостоятельная деятельность;
-практическая деятельность (решение
задач, выполнение практических работ).
Место предмета
в учебном плане
В соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования на предмет «Геометрия» в 7 классе и по учебному плану школы на
изучение предмета отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Основная форма организации образовательного
процесса – классно-урочная система.
Предусматривается применение следующих
технологий обучения: традиционная классно-урочная, элементы проблемного
обучения, технологии уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии,
ИКТ.
Виды и формы
контроля: промежуточный в форме самостоятельных работ и тестов, контрольные
работы.
Результаты освоения учебного предмета :
Личностными результатами изучения
предмета «Геометрия» являются следующие качества:
– независимость и
критичность мышления;
– воля и настойчивость
в достижении цели.
Метапредметными результатами изучения
курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему
в классной и индивидуальной учебной деятельности;
– выдвигать версии
решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения
цели из предложенных или их искать самостоятельно;
– составлять (индивидуально
или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– подбирать к
каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
– работая по
предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду
с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,
компьютер);
– планировать свою
индивидуальную образовательную траекторию;
– работать по
самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и
Интернет);
– свободно пользоваться выработанными
критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая
результат и способы действий;
– в ходе представления
проекта давать оценку его результатам;
– самостоятельно осознавать причины
своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
– уметь оценить степень
успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
– давать оценку своим
личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления
своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
– анализировать,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение
и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на
основе отрицания);
– строить логически
обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– создавать математические
модели;
– составлять тезисы, различные виды
планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в
другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни
текстовой информации;
– уметь определять возможные
источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и
оценивать её достоверность;
– понимая позицию
другого человека, различать в его речи или созданных им
текстах: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения
(изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
– самому создавать источники
информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену
и правила информационной безопасности;
– уметь использовать компьютерные
и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь
выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и
сервисы.
Средством формирования познавательных
УУД служит учебный материал.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное
взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и
т.д.);
– отстаивая свою точку
зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично
относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию
другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть
на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Предметными результатами изучения
предмета являются следующие умения.
– Использовать при
решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения
знание о:
основных геометрических понятиях: точка,
прямая, плоскость, луч, отрезок, расстояние;
угле, биссектрисе угла, смежных углах;
свойствах смежных углов;
свойстве вертикальных углов;
биссектрисе угла и серединном
перпендикуляре к отрезку как геометрических местах точек;
параллельных прямых; признаках и
свойствах параллельных прямых;
основных чертёжных инструментах и
выполняемых с их помощью построениях;
равенстве геометрических фигур;
признаках равенства треугольников;
– Применять свойства смежных и вертикальных углов при решении
задач;
– находить в конкретных ситуациях равные треугольники и
доказывать их равенство;
- устанавливать параллельность прямых и применять свойства
параллельных прямых;
– применять теорему о сумме углов треугольника
– выполнять основные геометрические построения;
– находить решения жизненных (компетентностных) задач, в
которых используются математические средства;
– создавать продукт (результат проектной деятельности), для
изучения и описания которого используются математические средства.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ГЕОМЕТРИИ
1. Начальные геометрические
сведения- 10 ч
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые. В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений обучающихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики I— 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме.
2. Треугольники – 17
ч.
Треугольник. Признаки
равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты
треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на
построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель — сформировать
умение доказывать равенство данных треугольников, опираясь на изученные
признаки; отработать навыки решения простейших задач на построение с помощью
циркуля и линейки.
При изучении темы следует
основное внимание уделить формированию у учащихся умения доказывать равенство
треугольников, т. е. выделять равенство трех соответствующих элементов данных
треугольников и делать ссылки на изученные признаки. На начальном этапе
изучения темы полезно больше внимания уделять использованию средств наглядности,
решению задач по готовым чертежам.
3. Параллельные
прямые-13ч.
Признаки параллельности
прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель — дать
систематические сведения о параллельности прямых; ввести аксиому параллельных
прямых.
Знания признаков параллельности прямых, свойств углов при параллельных прямых и секущей находят широкое применение в дальнейшем курсе геометрии при изучении четырехугольников, подобия треугольников, а также в курсе стереометрии. Отсюда следует необходимость уделить значительное внимание формированию умений доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные утлы при параллельных прямых и секущей.
4. Соотношения между
сторонами и углами треугольника- 18 ч.
Сумма углов треугольника.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника.
Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства
прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между
параллельными прямыми. Задачи на построение.
Основная цель — расширить
знания учащихся о треугольниках.
В данной теме
рассматривается одна из важнейших теорем курса — теорема о сумме углов
треугольника, в которой впервые формулируется неочевидный факт. Теорема позволяет
получить важные следствия — свойство внешнего угла треугольника, некоторые
свойства и признаки прямоугольных треугольников.
При введении понятия
расстояния между параллельными прямыми у учащихся формируется представление о
параллельных прямых как равноотстоящих друг от друга (точка, движущаяся по
одной из параллельных прямых, все время находится на одном и том же расстоянии
от другой прямой), что будет использоваться в дальнейшем курсе геометрии и при
изучении стереометрии.
При решении задач на
построение в VII классе рекомендуется ограничиваться только
выполнением построения искомой фигуры циркулем и линейкой. В отдельных случаях
можно проводить устно анализ и доказательство, а элементы исследования могут
присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
5. Повторение.
Решение задач – 10 ч.
Систематизация и обобщение
полученных знаний за курс геометрии 7 класса, решение задач по всем темам,
применение изученных свойств в комплексе при решении задач.